|

Чатлане: Шестаков (не тот) и его Intellect

Мы не про бабло, вроде бы.

Чатлане: Шестаков (не тот) и его Intellect
(с) Катя Цибере

Объясняю, что такое Чатлане: мы чатимся (в данном случае, с Женей Шестаковым, управляющим партнером компании INTELLECT) в течение 2 часов. Все что ниже — это наша перписка + немного иллюстраций, которые я подобрал в воскресенье вечером под певко. Текст идет в публикацию без правок и редактуры. Разве что, немного ошипки поправил, где увидел.

Текст рекомендую читать под Кино. Например, начните с этого трека. Го:

https://soundcloud.com/tata-djafa/pngbgvvqsrkr

Предлагаю начать с чек-ина. Установить, так сказать, к какому поколению юристов ты относишься. Какой твой ICQ#? Не подглядывать) — Не помню, но семь символов. Ой, 10 знаков. Т.е. я один из первых юзеров.

Твой 96593043. Восемь символов. Уменя тоже было восемь 98185230 — Спасибо) Лет десять не заходил. 8 знаков, офигеть. Кстати, на лепре мой номер 2000.

Маркетинг

У меня к тебе несколько групп вопросов. Управление, маркетинг, платформы и разное. Начать предлагаю с маркетинга. Что важнее: личные бренды партнеров и юристов или бренд фирмы? — У нас есть формула: мы лучшая юридическая фирма, потому что у нас лучшие юристы. Мы вкладываемся в раскрутку личных брендов юристов. Мы дополняем друг друга. У нас сильный бренд фирмы, у него невероятно сильный личный бренд. Вместе мы стоим дороже, синергия.

Как развивать бренд, когда у тебя есть известный человек с таким же именем? Что посоветуешь? Кста, ты подписан на ТГ Шестакова? — Аааа! Даже комп заглючил. Подписан. Мы даже троллили друг друга. Меня вообще всегда с ним путали, потому что я раньше графоманил немного. Учитывая, что мы оба из Свердловской области, меня спрашивали, не автор ли я Дятла. Очень ценю его парадоксальное чувство юмора и гражданскую позицию. Хоть и вырос он из штанишек Петросяна.

Чатлане: Шестаков (не тот) и его Intellect
Пока Гадомский ждет ответа на следующий вопрос, Шестаков усиленно постит этот скрин по всем своим пабликам.

Для чего тебе собственный ТГ канал — это часть личного бренда, или просто иногда нужно выговориться? — Было интересно попробовать формат. Быстро надоело. Да и не так много того, что я могу сказать миру, как оказалось. Плюс, ограничивает творческий полет фантазии роль публичная, интересы бизнеса. Если все говорить, что думаю, то можно разосраться со всеми. Меня много раз просили удалить какие-то посты. Каждый раз я слабовольно шёл на встречу просьбам, чтобы никого не обижать. Это как-то не айс выглядит само по себе.

Для кого вы пишете ТГ канал компании, и кто в самом деле его читает? — Никто не читает. Я больше скажу, никто не читает, но и никто не пишет. Так что концепт канала можно считать удачным. Хотел, чтобы кто-нибудь из конторы вёл, желающих не нашлось. Но надо себя заставлять.

Линкедин или Фейсбук? — Фейсбук, конечно, здесь все мои друзья.

Ладно, продолжим про телевизор — телеадвокатов. Твое мнение о телеадвокатах я понял по формулировке вопроса, который ты задаешь Апатову. А что думаешь про ютуб-адвокатов? — Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не руками. Я вообще видеоконтент не потребляю. Он очень медленный. Мне тут недавно подсказали, как скорость воспроизведения увеличить, планирую воспользоваться. Я даже подкасты слушаю на скорости 1,5. Но Гриц Дмитрий мне нравится.

Что дает для бренда компании организация поездок на стажировку в Штаты и вообще проект LawFirmManagemnent.ru? — Стажировка в США — это был внутренний HR-проект, куда приглашались “туристы”. Туристы все теперь наши большие друзья). У нас из ИНТЕЛЛЕКТа 25 человек сгоняло в Штаты, не в команде из них только двое, включая Арка. Я преследовал цель заполучить единомышленников из коллег и друзей, чтобы они увидели, куда мы идем, своими глазами с моего уровня. В результате подтянул себе на голову, некоторых даже перетянул)).

Платформы

Про Арка, надеюсь еще поговорим. Вторая часть вопросов — платформы. Давай начнем с ЮрКлуба. Ты на нем с 2002 года, т.е. через два года после основания компании Интеллект-С, все верно? — Да

Вот что Лурк пишет про ЮрКлуб: “Yurclub.ru — юридический сайт с форумом, блогами, собачьими свадьбами, блэкджеком и шлюхами. Создан великим и ужасным Аркадием Берещуком (он же Arc) — программистом-недоучкой, переучившимся на юриста. Форум ЮрКлуба — один большой мегасрач между юристами и считающими себя таковыми”. А что для тебя ЮрКлуб и форумы ЮрКлуба? — Все верно сказано. Из песни слов не выкинешь)).

Отлично, Лурк никогда не подводил )). Какие самые знатные срачики у вас были в Клубе? — Все мы недоучки тогда были. На юрфак шли в 90-х как в место, откуда можно стартануть в большой бизнес или во власть. Но не в науку, не в Бевзенки с Карапетовыми. Работать начинали с первого курса. Когда учиться? Несмотря на то, что я проклятый четырёхзнак на Лепре и на ЮК с 2002 года, я не жёг там напалмом нигде, поэтому в мемуары такое не вписать. Постил в основном в разделе Интеллектуальная собственность и во встречах. В “Разном” не особо засветился, но тусил в оффлайн активно.

Если кто-то захочет почитать что-то о тебе, какие треды ты посоветуешь? — По параллельному импорту был большой замес между Doswedan`ом и Bablaw`м. Замес вышел за пределы форума, так как мы бились по разные стороны. Бабло — это Анатолий Семёнов, уполномоченный по правам кого-то там при Президенте на общественных началах, на ФБ известный тролль.

Ты был за национальный режим или за междурародный? — Я за национальный.

Я за международный). А есть еще истории, когда срачи в Клубе переносились в реальность, и твоим оппонетном оказывался какой-то судья или прокурор? Или наоборот, вы после холивара становились друзьями или партнерами? — Такого не было. Но ЮрКлуб как сдружил, так и разосрал многих знакомых и друзей.

Еще с Лурка: “Говорят, что на ЮК заглядывает и Медведев, но насколько достоверны эти слухи в точности неизвестно. Однако за Медведом было замечено, что в своём ежегодном обращении к Федеральному Собранию в 2010 году он стал рассуждать на тему совершенствования системы наказаний за преступления, повторяя те же идеи, которые незадолго до этого тролли обсуждали в Разном. Поговаривают также, что Медведева на юрклубе забанили за пассивность” — вымысел? — Юрклубовца на всю голову всегда можно отличить по стилю общения. Как он общался под ником Большая Пися, так и под своим именем не снижает обороты — периодически рвёт. Хз, может такое быть. Все юристы-старперы были на ЮК. Кто-то просто читал без реги посты. Спросить же раньше не было у кого, как на самом деле. Литература была в основном академическая. Соцсетей тоже не было.

Чатлане: Шестаков (не тот) и его Intellect
Скриншот с ЮрКлуба, профайл какого-то Досведана, к сабжу не имеет никакого отношения

Твоя цитата: “Предыдущие два громких российских “юридических убера” скончались тоже: Клуб “Мой юрист” Алексея Сиренко и “Chanrossa” Кирилла Паринова”. Ты вообще не очень лестно о юридических стартапах отзываешься. Почему? — Если ты следующим вопросом спросишь меня про ЮСТЕРС, то это подло! Я тоже так могу: возьму какую-нибудь группу свою на ФБ, ЮрКлуб хорошо подойдет, кстати, и переименую её в INTELLECT, и, опа, у меня высокотехнологичная юрфирма! Раньше так аккаунты в Инсте и ФБ расскручивали вроде: напостят кошечек, наподписывают стотыщмиллионов подписчиков, а потом продадут Магазину метизов.

[Про Юстерс👇]

https://medium.com/dead-lawyers-society/justers-a6c405c090e1

Нет). Ты сам заговорил про Юстерс. У меня другой вопрос. Мы с тобой несколько дней назад говорили о “бизнес-модели продажи лидов под видом как бы юрфирмы”. Как думаешь, можно ли построить устойчивый юридический бизнес на базе комьюнити в социальной сети. У меня в голове уже несколько лет крутится модель распределенной юридической фирмы. У которой нет единого центра, может быть даже нет офиса. Вероятно, там будут “продаваться” лиды за какую-то внутреннюю валюту. — В общем, открываем Майстера из Староместа, там написано, что репуация — наше всё. Юристы в группе “Юристы” может и имеют репутацию друг перед другом, но на рынке она нулевая, а может даже и отрицательная, если открыто говорить на сайте, что мы юристы из группы “Юристы” на ФБ.

Клиенты так не заводятся. Можно, конечно, пососать друг другу концы, но это не бизнес.

Ты вообще не веришь в то, что бизнес-модели продажи лидов под видом как бы юрфирм существуют, или же, если существуют, то при каких условиях? — Это старая тема, когда хочется ничего не делать и получать за это деньги. Юристы не любят за такое платить, они не любят, кстати, что ими рулит может быть даже компетентный менеджер, но нулевой юрист.

Это работает и в классической схеме юрфирмы, построенной на партнёрстве. Рано или поздно партнер, пусть даже управляющий, сдувается и его просят на выход, если он не выходит, то выходят другие партнёры — что суть одно и тоже.

Это у юристов похоже на культ силы у турнирных видов животных, к которым относится и человек. У юристов самый уважаемый тот, кто больше завалил бизонов и порвал соперников. Он окружён такими же, которые держат дубину по его душу.

Поэтому партнёрство должно быть открытым, тогда племя выживает и держится вместе. Если у руля слабый, то сородичи ещё слабее — пипец племени.

А теперь к делу. Бизнес-модель продажи лидов в юрбизнесе — это модель, когда в стаде все особи больные и стоят в очереди к кормушке-поилке. Такая фирма — это платформа, у которой один хозяин — тот, у которого админский пароль. Он не вождь конкурентных и сильных юристов, он непонятно кто — хрен с горы, бросающий подачки, он не демонстрирует поведения турнирого лидера, от него учиться нечему.

Нормальному юристу не нужны лиды, он сам их добудет и даром раздаст коллегам.

В таких платформах не вырастут лидеры юрбизнеса, к ним не возникнет доверия у серьезных заказчиков. Я так думаю, надеюсь я прав).

Есть работающая модель такой платформы: адвокатура. Адвокатура в части распределения дел по 51 УПК. Вот мы видим, кто там присоединен к платформе. Это не цвет адвокатуры далеко, и деньги там смешные.

Я читал, что “была попытка формализации ЮрКлуба с помощью Некоммерческого партнерства, которая была запущена достаточно давно, к особо впечатляющим результатам не привела (большая часть людей вступила в НП чисто формально и каких-либо инициатив не реализует)”. Зачем нужна была формализация, и почему не получилось? — А это и есть первый юридический Убер. Который так и развалился. Народ не поделил власть, начал считать какие-то гроши… Предъявлять права на весь ЮрКлуб по итогу. Арк почесал репу и закрыл этот балаган к хуям.

Чатлане: Шестаков (не тот) и его Intellect
Картинка просто для того, чтобы разбавить простыню текста. Это ЮрКлуб в Нижнем Тагиле в 2009 году. Панораму закрывает господин Досведан.

INTELLECT

Так, с платформами формально закончили. У меня еще чуток вопросов про Интеллект-С. Tще 15–20 минут осилишь отвечать? — Отвечая тебе, я начинаю понимать, что сам думаю по этому поводу.

Побуду еще 20 минут твоим внутренним голосом). Постик Ольги Романовой: “Вспомнилось что-то сегодня, что первым местом в интернете, где начали общаться и знакомиться друг с другом юристы, был сайт ЮрКлуба. И из этого сайта выросла такая Юридическая фирма как «Интеллект-С». Евгений Шестаков поправь, если ошибаюсь, но по моим наблюдениям, все ключевые юристы и партнеры твоей компании вышли из ЮрКлуба, из общения на нем”. Расскажи, как все случилось, и какая связь Клуба и компании.— Все просто. Екатский ЮрКлуб, наверное, впервые оффлайн стал собираться в офисе ИНТЕЛЛЕКТа. Там мы сразу познакомились с Roman, Smertch, Olich, Dimitriy. Вообще все юридическое комьюнити в начале 00-х строилось на базе ЮК. Потом стали выезжать на ВВЮКи (вувюки), там познакомились с Arc, Au, Bow, Maxim Labzin — с кучей других. ВВЮК = всемирная встреча ЮрКлуба.

Сколько людей из Клуба работают теперь в Интеллекте? — Часть людей зарегилась там после присоединения, но думаю в районе 20 человек точно. Арк предложил первый, кстати, присоединиться к нам со своей практикой в Перми.

Вообще, все юристы 35+ бывали на ЮК. Все выросли, кто-то руководитель юрдепа условного Газпрома, кто-то партнёр условного ЕПАМа.

Немного глупый вопрос, но все же, нужна ясность: ЮрКлуб помогал приводить клиентов? Или это было место, в котором ты мог хантить юристов? — Хантить партнёров и юристов. Приводил и приводит до сих пор. А авторитет наших партнёров был и остается очень высоким в среде ЮК.

У вас за 19 лет 7 офисов. Иметь сеть офисов — это нетипичное явление для юридических фирм в России (как и для Украины). В чем ценность такой сети?— Изврат, конечно, с точки зрения бизнеса. Юрклубовцы присоединялись. Мы не могли не взять. Только в Челябинск зашли из-за Романа Тараданова. А в СПб, где Дмитрий Макаров, мы пошли уже за клиентами. Оба не из ЮК. Хотя оба там бывали и потратили там какую-то часть своей жизни.

Изврат или нет, но это же был план — построение сети. Я прочел твою статью о том, как происходило открытие офисов. Ты подбирал кандидатов в партнеры на ЮрКлубе. Но разве активность человека на форуме означает, что он хороший лидер, умеет приводить и обслуживать новых клиентов? — Не всегда, ты прав. Но тут должна работать доверенная платформа, которой стал ИНТЕЛЛЕКТ. Мы не ставим целью забрать всю работу изт региона, куда мы пришли. Мы ставим цель собрать лучших юристов — единомышленников, с которыми нам по кайфу. А работу мы насуём. И управление обеспечим, и обучение, и корпорпативную культуру внедрим. А главное, сделаем звездой юрбиза такого партнёра, если он захочет.

Ты планировал до 2014 года открыть 9 офисов, но вы открыли только 7. Что пошло не так? — А, ты про ту фигню. У меня были еще офисы в Нижнем Тагиле, в Каменск-Уральском. ЮрКлуб иссяк с HR точки зрения, наверно. Но мы и не хотим открываться где попало. Вот на Юг России что-то очкуем, и в национальные республики. Еще была заграница.

Да, что с офисом в Сан Хосе? — Это факап факапов. Пацаны выпили, договорились, ударили по рукам, разъехались, поняли, что погорячились, забрали свои слова в зад. А я уже дал пресс-релиз! На самом деле есть проблемы регуляторного характера в Калифорнии, как оказалось. А именно: если американский адвокат становится партнёром фирмы, то принимает риски фирмы (профответственность, страховка), особенно, если это российская фирма))). Это сразу много денег. Парни из Америки предложили мне высокий кипиай, чтобы вернуться к этому вопросу, а я не смог его обеспечить.

В Украине, Беларуси, Казахстане планировал открыться? — Я не понимаю зачем. Если команда вольётся интересная, с похожими установками на жизнь, то можно попробовать. А greenfield не хочу.

13 партнеров при 60+людях — это много. Давай вернемся к тому, что ты сказал “Раньше я был царь и бог, гениальный менеджер, а теперь просто Шестаков. Очень тяжело стало рулить махиной, когда вокруг все твоего уровня или выше”. Когда ты стал просто Шестаковым, и как это происходило? — Понятно, что я утрирую. Но вот раньше я выходил, как Ленин на броневичке, и говорил: мы делаем так, все кричали ура, и в воздух летели пилотки. А сейчас я выхожу в конгресс как Трамп, говорю, а в ответ могу услышать, что всё это хуйня. Тоже утрирую. Но становится понятнее же.

Просто теперь мы голосуем, у нас партнерство, решения должны быть проработанными и идеально подготовленными. Нужно много объяснять, доказывать. Качество решений возрастает, скорость, правда, падает. Что с последним делать — непонятно.

Невозможно рулить влиятельными харизматичными юристами-партнёрами, как наёмными сотрудниками. А они такими стали вместе с ростом влиятельности юрфирмы.

Как у вас работает партнерство, и какие есть еще пути развития юриста, кроме как стать партнером? Не все же хотят и могут стать партнерами, верно? — Само так получилось. Только мы с этим не столкнулись неожиданно: опа, они теперь какие! Мы дали такую возможность, мы открыли партнёрство, мы их растили с таким прицелом.

Бывает, что юристы зарабатывают больше партнёров, да. Не все могут стать, я бы наверно сам не смог по новым правилам)). Есть истории ухода в бэкофис. В классическом партнёрстве устроено так, что партнеры уходят (переходят), а у нас нет. Поэтому количество партнёров растёт по отношению к численности юристов фирмы. Скоро полфирмы станут партнёрами — выход один — расти численно.

Мы сейчас единогласно принимаем в партнёры — в этом я вижу будущую проблему, когда за кого-то не проголосуют, и он обидится и уйдет. Тогда партнёрство закроется и начнёт стареть. Надо что-то придумать, пересмотреть порядок голосования. Непонятно только, заранее или дождаться затык.

Если вам поступит предложение продаться, кто будет принимать решение соглашаться ли — все 13 партнеров, или ты сам примешь решение и будешь «продавать» свое решение? — Я не хочу продаваться). Эта тема будет обсуждаться только чтобы поржать.

Расти в людях — это уменьшать доход на одного юриста, но увеличивать оборот и развивать новые практики. Расти в эффективности — это прокачивать существующих людей и искать более маржитнальные проекты, но медленней развивать новые практики. Какой ваш путь, за ростом каких показателей вы гонитесь? — Что такое показатели?) У нас нет плана долгоиграющего. Мы ловим и пропускаем возможности. Мы не про бабло, вроде бы. Будем смотреть по ситуации.

Какие компании ставите себе в пример? — Идеала нет, какое-то размытое представление об американских чудо-компаниях. Но мы их видели тыщу, у всех всё по-разному. Понравились мне особенно две: Greenberg Traurig и Fenwick and West.

Предпоследний вопрос. Как у вас на фирме относятся к мату? Внизу я вижу отрезанную букву “й” и большую “Ш”. Подозреваю, что к тебе эта подпись имеет непосредственное отношение — На мате мы не разговариваем. Это художественный приём. Мне сказали, если не знаешь, как начать, начни с фразы “Ну, блядь, значит так”. Я не знал, начал — сработало!

Чатлане: Шестаков (не тот) и его Intellect
Из ТГ канала Fired Lawyer

Финишируем. Под какой трэк ты рекомендуешь читать интервью? — Вот не знаю, что сказать. Впервые. Крутится неожиданно Кино, Нау. Я что-то разлюбил музыку.


Ты все еще не патронесса и не патрон Мертвых юристов? Да как так, серьезно, штоль? Вот тут можно исправиться и внезапно дать деньжулю поэтам от юриспруденции —

Чатлане: Шестаков (не тот) и его Intellect